Позиция женщины в обществе в начале 20-го века расширяет свои определенные, сложившиеся ранее, рамки – роль матери, жены и хранительницы очага дополняют ноты феминизма с конкретными притязаниями на целеустремленную, сложившуюся ценность. В связи с этим в нашем городе в 1910-е годы отмечен заметный рост женских учебных учреждений.
Об истории одного из них пойдет речь далее. А именно – о Луганской частной женской гимназии, учредительницей которой была Р.Н. Воскресенская, в дальнейшем содержательницей ее – Е.К. Локтюшова. И в Луганске до сих пор связывают ее с последней фамилией.
В сохранившихся исторических документах мы выявляем самую раннюю дату уже существующего учебного заведения – 1906 год (фигурирует 4-классная прогимназия). В 1908 году Раиса Никитична ходатайствует о разрешении преобразования прогимназии в семиклассную гимназию. В том же году директор народных училищ извещает, ее «… на основании Высочайшего повеления разрешено содержимую в г. Луганске женскую четырехклассную с правами для учащихся прогимназию преобразовать в такую же семиклассную гимназию…»
фото. гимназистки. Луганск.
Финансирование гимназии велось за счет оплаты за правоучение. В связи с этим возникает вопрос: чьи же дочери имели такую возможность? Из выписей метрических книг мы устанавливаем – родители различных сословий: дворяне, мещане, офицеры и казаки Донские, городские обыватели и зажиточные крестьяне. Что касается вероисповедания, – то учились: православные, евреи, римо-католики, лютеране, армяно-григориане.
Не известно по какой причине, но в 1916 году Раиса Никитична Воскресенская передает свое детище в руки новой заведующей – Локтюшовой Екатерины Константиновны. Что же нам известно о госпоже, с именем которой связуемо впоследствии данное учреждение? Из ее письма Господину Управляющему Отделом Народного Просвещения мы узнаем, что она – дочь Славяносербского мещанина (девичья фамилия Каверина), имела среднее педагогическое образование: после 7-ми классов Бердянской женской гимназии с золотой медалью окончила 8-й педагогический класс. Перед занятием должности руководительницы гимназии имела за собой девять лет опыта педагогической деятельности протекшей: два года в народных земских школах, один год в частной Луганской женской прогимназии Р.Н. Воскресенской и шесть лет в полноправном женском коммерческом училище госпожи Васневой. В этом документе звучит просьба Екатерины Константиновны – разрешить ей совмещать обязанности учредительницы, заведующей и педагога арифметики. Ей была предоставлена такая возможность.
Несколько слов о других преподавателях гимназии: Сергей Диденко был преподавателем латинского языка в 8-м дополнительном классе. Лундышев преподавал физику в 8-м классе, естественную историю в 4-м классе. Арцыбашева Елена – французский язык в 3-4-х классах. В 8-м, дополнительном классе, который позволял в дальнейшем выпускницам право преподавания и звание домашней учительницы, давалась дидактика, педагогика и методика русского языка – преподаватель Петрова Е. Л. Она была слушательницей курса наук славяно-русского отделения историко-филологического факультета Варшавских Высших Женских Курсов и прошла испытание при императорском Московском Университете.
Небезынтересен документ, который находится в ГАЛО, - это копия диплома преподавательницы физики Алексеевой Н.А. Хочется привести некоторые выдержки из него: «Предъявительница сего Наталья Алексеевна Алексеева, дочь капитана, вероисповедания православного, родившаяся 13 апреля
Муж Екатерины Константиновны – Сергей Локтюшов, преподавал в гимназии графическое искусство и чистописание. Он был родом из русских дворян, выпускник Строгановского училища технического рисования. Кроме преподавания он был буквально одержим археологией. В 32 года он неожиданно становится вольнослушателем Московского археологического института имени императора Николая II. В 1907 году защищает диссертацию, которая была посвящена культуре каменного века.
По этим сведениям определяем, что преподавательский коллектив в гимназии был подобран высокого профессионального уровня.
Я думаю, что многим сейчас хотелось бы знать, как оплачивался их труд. Мы имеем такие данные из Протоколов Педагогического Совещания: заведующая получала 5572р.50коп., преподаватель математики – 3042р., преподаватель истории и географии+библиотекарь – 2287р., священник – 695р., врач – 400р. Нужно подчеркнуть это –
Продолжая экономическую тему в отношении этой гимназии, нужно сказать, что смета всех расходов составлялась содержательницей, затем обсуждалась на Педагогическом Совещании и утверждалась на голосовании большинством голосов. Кроме жалованья, преподающим в нее входили следующие графы: оплата прислуги (швейцар и горничные); хозяйственная часть – аренда здания (на улице Банковской, с
Что касается конкретно учебной части в гимназии, то здесь возникает масса вопросов, например,такого характера: каковы были условия поступления, какие права получали по окончании, каких правил придерживались в альма-матер? Каким образом проводили свободное время?
Попробуем на них ответить на основании документов, сохранившихся в архиве.
При поступлении девочки должны были предоставить такие документы: а) метрическое свидетельство о рождении и крещении (обязательно указывалось из какой церкви, имена и фамилии восприемников; священников, совершавших обряд крещения, и дату), б) свидетельство о звании (если оно было), в) свидетельство врача, прививавшего поступающую девочку от оспы. Без упомянутых документов ученица не допускалась к испытанию. С полученным свидетельством об окончании гимназии и ее 8-го класса девочки имели право вступления на высшие женские курсы, а также преподавать в частном доме или учебном заведении.
Относительно гимназических правил, которых придерживались ученицы, можно много интереснейших примеров. Прежде всего нужно отметить – они были обязательными и безоговорочными для всех.
фото гимназисток. Ростов - на -Дону
В конце учебного года проводились испытания, по итогам которых девочки переводились в следующий класс. Им выдавались срочные ведомости с оценками для подписи родителями или опекунами. После каникул их нужно было обязательно возвратить в день молебна по случаю начала нового учебного года. Ученица, потерявшая свою срочную ведомость, новой не получала. За небрежное отношение к этому документу выставлялся неполный балл по поведению и вниманию. На время отпуска Министерством Народного Просвещения были разработаны особые правила для воспитанниц учебных заведений, которые и приводятся ниже: "1. Ученицы, находящиеся в отпусках, обязаны вести себя прилично, чтобы не ронять ни себя, ни того заведения, в котором воспитываются. 2. Ученицы должны помнить, что, находясь в отпуску, они подлежат надзору каждого служащего по Министерству Народного Просвещения лица, так как каждому из этих лиц дается право и вменяется в обязанность при случае наблюдать вне стен учебных заведений за ученицами вообще всех средних учебных заведений ведомства названного Министерства, в случае нарушения ученицами правил относительно поведения вразумлять их или сообщать о них начальству. 3. Гимназический билет должен быть прописан на месте жительства ученицы или в местом полицейском управлении, или же начальником местного учебного заведения, где таковое находится. 4. По возвращении ученицы и гимназию билет должен быть возвращен классной надзирательнице. 5. Если болезнь ученицы или какая-нибудь другая причина не дозволяют ей явиться в гимназию, родители обязаны уведомить о том начальницу и прислать законное удостоверение о причине неявки ученицы, а отправляя последнюю в гимназию, – означить на билете время ее выезда из дому".
Кроме того, воспитанницам строго воспрещалось носить какие-либо значки, указывающие на принадлежность их к тем или другим политическим партиям и союзам, а также посещать подобные собрания.
Сохранилось и воззвание директора народных училищ от 15 апреля 1914 года ко всем содержательницам учебных учреждений, и, в частности, к Локтюшовой: "Ввиду явно непристойного характера нового, входящего в большое распространение, танца под названием «Танго» и вследствие полученных Министерством народного Просвещения сведений об отдельных попытках обучения ему учащейся молодежи замминистра просит принять строгие меры к тому, чтобы означенный танец не преподавался в учебных заведениях, а равно, и чтобы учащиеся не посещали танцклассов, в коих он преподается".
Однако были случаи, когда предписанные гимназисткам правила, нарушались ими. Об этом свидетельствует такой факт. На одном из собраний Педагогического Совета секретарем было доложено о том, что ученицы принимали неоднократное участие в спектаклях, устраиваемых то в здании Аудитории, то в помещении профессионального клуба, причем позволяли себе, оставаясь после спектаклей, принимать участие в ужинах артистов и пить вино. Хотя ученицам воспрещено выступать на сцене везде, кроме своего учебного заведения. По этому поводу велось активное обсуждение, основным вопросом которого было: как поступить с провинившимися? И на первый раз было постановлено Педсоветом "по поведению поставить четыре балла, вызвать родителей и предупредить, что в следующий раз при повторении проступка виновные будут уволены из гимназии".
Позволительным, и даже более того – поощряемым, было участие девочек в благотворительных мероприятиях. Например, в литературно-музыкальном вечере, на котором в исполнении учениц звучали стихотворения, романсы; ставились музыкальные сценки. Одним из таких нужно упомянуть вечер, проведенный 11 февраля
Еще одна директива, достойная нашего внимания. Ее отправляли для всеобщего исполнения гимназиями, в том число и длиной. Директор народных училищ уведомлял, "8 августа сего года (имеется в виду 1914г.) произойдет полное солнечное затмение, ...наблюдение этого величественного явления должно быть произведено, возможно, большим числом лиц. Поэтому весьма важно, чтобы удачное расположение предстоящего затмения было использовано и преподавателями, и учащимися учебных заведений".
Особо уделялось внимание воспитанию духовности в рамках православной веры. Примером тому служат несколько фактов. Во-первых, среди основных предметов преподавался Закон Божий с последующим испытанием (экзаменом). Учебные занятия начинались с молебнов, которые в обязательном порядке должны были посещать все. кроме того, соблюдались церковные праздники, ввиду которых переносились уроки. Ученицы говели и причащались у своего духовника. Есть и архивный источник – это удостоверение, данное священником Николаевской церкви с.Голубовки Иоанном Куриловым, от 18 апреля
Нужно отметить, что и Воскресенская и Локтюшова, каждая в свое время, были примером для своих учениц, совершая благотворительные поступки – пытались посредством платных вечеров изыскать средства для взноса платы за правоучение беднейших и достойнейших учениц; во время наводнения
Еще один положительный момент образования в гимназии – девочек приучали к ведению домашнего хозяйства. Одним из предметов было рукоделие, на котором под руководством наставницы гимназистки учились вышиванию, вязанию и шитью. Кроме того в весенне-летний триместр на практических занятиях производили экскурсии в окрестности для наблюдения и изучения природы в огороде, саду, реке и поле, а так же на заводы – для ознакомления с производством. Затем информацию прорабатывали в виде бесед, чтения, письменных работ, рисования, аппликаций.
Такой гимназия была вплоть до
Из Акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности Луганской шестой трудовой школы семилетки (апрель
Позволю себе закончить на этом моменте, поскольку имею целью не анализировать и сопоставлять различные учебные и воспитательные системы отдельных эпох нашего государства, а всего лишь рассказать на основе подлинных документов об истории конкретного учебного учреждения – Луганской женской гимназии Локтюшовой, в которой учились наши прабабушки 100 лет назад.
Погорелова Р. "Не ронять ни себя, ни гимназии, в которой воспитываются..." // Жизнб Луганска. - 2005. - №45(787). - С.19