shusek (shusek) wrote,
shusek
shusek

ОККУПАЦИЯ 1942-43 гг. Взгляд изнутри

Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V

В ходе работы в фондах госархива Луганской облсовета нас интересовал, прежде всего, вопрос: как же мы победили, чем, за счет чего? Конечно, можно было бы сослаться на непродуктивность поисков – тема войны разработана вдоль и поперек: книги, кинофильмы, воспоминания. Если бы не ряд последовательных «но»: оккупационные власти – партийно-партизанское подполье – мирное население. Чтобы разобраться со всеми этими взрывоопасными участками, потребовалось время. Так появилась идея цикла под рабочим названием «Ворошиловград. Оккупация 1942-43гг». К слову, большинство используемых нами архивных материалов публикуется впервые.

В нашей прошлой публикации мы расстались друзьями с А.И.Дрожжина, луганчанина, пережившего все семь месяцев оккупации. Что же было дальше, точнее – в стороне от него? Материалов с избытком. И одновременно очень уж они однобокие. Партизаны учатся на горьком опыте, считают потери, а те одиночки, которые решили действовать как самостоятельные единицы, - взорвали немецкую автоколонну в центре Красного Луча. За советским подпольем идет охота, ряд арестов, пытки, предательства. Население, как мы помним, приспосабливается, выживает за счет овощей с приусадебного участка и довоенной мануфактуры. Власти – кнутом и пряником – наводят порядки. 19 августа 1942 года комендант Ворошиловградской области майор Шнайдер подписал Положение о работе треста госимений (бывших совхозов).

На 21 сентября админотдел горуправы зарегистрировал 145 новорожденных и 25 браков. 5 пар венчались в церкви. Однако актов на смерть больше – 183.

В октябре будущий учитель физики в послевоенной СШ № 20 М.М.Романенко устроился у своего отца учеником сапожника...

На перегоне Дебальцево-Родаково венгерские саперы и рабсила, завербованная биржей труда, восстанавливали виадуки и укладывали рельсы...

 

«ОСВІТА НА НОВИХ РЕЙКАХ»

 

По срокам исполнения зауженная колея нового образования опередила скорый поезд Берлин – Ворошиловград. И это не случайно: в стратегических планах оккупантов обучение детей в духе национал-социализма стояло на одном из первых мест. В кумиры им был определен, конечно же, «немецкий народный учитель – герой франко-прусской войны 1870-71 гг.


Заметка в тему появилась на страницах «Нового життя» еще 21 августа 1942 года. А уже через неделю педагогический контингент города прошел перерегистрацию. Напомним, это – 835 лиц, Началась подготовка к открытию школ, которые «охватят обязательным бесплатным обучением детей возрастом от 7 до 11 лет», - обещала газета. В статье «Освіта на нових рейках» читаем: «Перемога Великої Німеччини та її союзників над советами вивела Україну на державний шлях». И далее: «...Украина, которая вошла в состав Новой Европы, теперь с помощью немецкого народа начинает строить свою собственную политическую и хозяйственную жизнь». Догадываетесь, куда стучался завотделом культуры и освиты управы пан Ковалев?

В городе организовано 16 школ с охватом в 4900 учащихся. Привлечено около 165 учителей. Учеба началась 1 октября. А 9-го появился приказ горуправы об обязательном 4-летнем обучении. Штрафные санкции родителям за то, что не хотят учить детей - от 100 до 500 руб. А чтобы ни у кого не было сомнений, кто есть кто, в помещении украинского драмтеатра им. Шевченко на 3-м этаже с 7 утра и до 7 вечера открыты курсы немецкого языка. Те, кто посещает их, хотят быть «такими же пунктуальными, такими же аккуратными, такими работоспособными...» Сами понимаете, как кто.

Русская школа – в единственном числе. И записывали туда детей почему-то только тех родителей, которые последние два года проживали без выезда в Ворошиловграде и нигде при советской власти не работали (до 50 учеников). В середине декабря в СШ № 25 (два частных домика на городке завода ОР) были изъяты все советские учебники. «Учительница этой школы начинала урок с восхваления Гитлера и Германии!» - писали постоккупационные источники. Стратегию образования не скрывали: «відбольшевизування» молодежи и ориентация ее на Европу. А если откровенно, воспитывали детей в духе ненависти ко всему русскому и любви к «великому немецкому народу, несущему мир и свободу украинцам». Это слово в слово риторика 1942 года.

11 октября в город пожаловал зондерфюрер СС Фрич. Одна из встреч приятеля доктора Геббельса и политического радиокомментатора в поездке по восточным территориям состоялась с учительским корпусом. О чем шла речь? Газета «Нове життя» осветила этот момент довольно широко.

«Украина трижды была самостоятельной, - заявил оратор, освещая вопросы истории, - в Киевский период, во время Мазепы и во время под командованием Петлюры». Уже тогда украинский народ защищал Европу от нападения азиатских кочевников. Однако, не следует думать, что немцы, помогая Украине, сами все сделают. Учителя, как украинская интеллигенция, должны при каждой возможности разъяснять, что украинский народ имеет обязательство перед «Німеччиною». Когда немецкий вояка проливает кровь, то украинский работник должен помочь немцам ковать оружие... И т.д., в той же риторике. Работать и работать... Безумие думать, будто зимой сюда придут большевики, дескать, немцы уже знают, как вести войну в сложных погодных условиях. «То, что занял немецкий солдат, - заметил под занавес встречи идеолог, - он не возвращает» Надо полагать, это окончательное пришествие свободы. Выпускной бал, обещанный принцами в мундирах эондерфюреров, обязательно состоится, но лишь после того, как несмышленое дитя переберет, намелит, приберет, подмоет и подотрет. А заодно – добровольно отрядит молодежь на заработки за кордоны Отечества. Как вы понимаете, немцы были не настолько щедры даже по отношению к тому возрасту, когда еще верят в чудеса и сказки.

Следующая остановка в пути на запад - «Фахові» школы» (плата за обучение – до 300 руб.) Одна из них дала объявление о наборе учащихся. «Haushaltung» - школа домохозяйства – с обучением 5 лет принимает после 4-х классов. Адрес: ул. Ворошилова (ныне – Октябрьская), 82. По этому поводу запись а дневнике 17-летней ворошиловградки: «15 октября. На уроке украинской литературы изучаются не те писатели, что в школе, например, Микитенко. Изучается – слишком сильно сказано. Кое-что читает учительница, никого не спрашивают. А на уроках истории, когда пришлось что-то говорить против советской власти, учительница покраснела и потупилась. Также и мы. Чувствуется, что все пришли из-за справки (для биржи труда, чтобы не угнали в Германию – авт.), что тут мы долго не протянем. Когда я получила справку, то уже не боялась, когда приходили полицаи, не пряталась, как Мария (сестра, ей было 23 года – авт.) Теперь я при документе!»

Кстати, что касается «не тех писателей». По словам секретаря Вороши-ловградского подпольного горкома М.И. Третьякевича, газета «Нове життя» «в помощь школам из-за отсутствия учебников эавела «Літературну сторінку». Печаталась там всякая белиберда...» Вероятно под белибердой старший брат моло догвардейца Виктора Третьякевича имел в виду статью Т.Сибицева «Пам'ятні зустрічі» в номере от 1 ноября 1942 года. Рассказ о встречах с писателями Миколой Хвилевым, Иваном Микитенко и Остапом Вишней. Всех их якобы уже нет в живых. «Хвилевый, как известно, застрелился, ибо ему было не миновать застенков ГПУ, - пишет автор. - Микитенко тоже наложил на себя руки не далеко от Киева, в Пуще Водице». Об Остапе Вишне сказано, что он расстрелян в Харькове в последние дни марта 1934 года. С датой и причиной смерти последнего Т.Сибицев явно погорячился – более чем на двадцать лет. Остап Вишня умер 1956-ом в Киеве и похоронен на Байковом кладбище. В столице после войны именами И.К.Микитенко, О.Вишни названы улицы, на домах где они жили, - мемориальные доски. Кому-то была выгодна лживая информация! А вот, мягко говоря, чудачества Вишни, в миру П.М.Губенко, следовало бы и вовсе опустить. Нет, кое-кто узрел в этом своего рода протест национально озабоченного гражданина. Придя как-то на прием к наркому просвещения УССР Скрипнику в грязных сапогах, на замечание секретарши он обозвал ее «жидовкой». Это к вопросу о воспитании подрастающей смены.

 

ПОСТСКРИПТУМ

 

Знаете, заглавия папок в архивах с пыльными стеллажами и особенно на мониторах – тоже пища для ума. Как бы теперь ни называли войну; второй мировой, последней или даже неизвестной, - думаешь для детей и внуков поколения (это подавляющее большинство семей бывшего Союза), сражавшегося один на один с военной машиной «Німеччини», война шестидесятипятилетней давности осталась в истории, прежде всего, как Великая Отечественная. Это наше глубокое убеждение – авторов.

С.Остапенко:

«В 1942-ом мои родители в эвакуации точили болванки для снарядов. Там и познакомились. Отец, которого сибиряки прозвали «Микола-хохол» за его диалект ученика украинской семилетки предвоенного Ворошиловграда. И мама - единственная дочь механика брянковского ЦОФа. Они не любили вспоминать о войне. А если говорили, то самое-самое. С чего начиналась каждая рабочая смена? Оба внутренне мобилизовались, прежде чем воспроизвести по памяти: «На дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!» Помню, как они доживали... Люди оболганного и забытого поколения...»

Е.Ерошкина. «В 1942-ом моего 16-летнего отца уже приготовили к угону в Германию. Вместе со всеми пересчитали и повели к пункту отправки. Он бежал, удалось скрыться за кустами у дороги. Люди не выдали, собаки не учуяли. Потом прятался от облав. После освобождения области пошел на шахту, учился на инженера... Погиб он нелепо, в мирные дни. Сосед со ломленной психикой человека, рожденного от немца-оккупанта, смертельно ранил его ножом на лестничной площадке. В семье остались несовершеннолетних дочери…

 

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

 

26 августа 1942 г. Сводка немецкого главного командования печатается с разрешения полевой комендатуры:

«В районе на запад от Сталинграда враг в ожесточенных боях отброшен на восток. Сталинград, где бушуют огромные пожары, на протяжении суток атаковала наша авиация фугасными и зажигательными бомбами... Перед Ленинградом отбиты многочисленные вражеские атаки в упорных рукопашных боях... Под Ржевом враг, несмотря на потери, вел и далее атаки большими силами, поддержанными танками... За время с 1 по 24 августа советская авиация потеряла 2504 самолета, из них сбито или захвачено 1923 в воздушных боях... За это время на Восточном фронте погибли 140 наших самолетов». Геббельс не был бы рейхсми-нистром пропаганды, не приведи он сравнительные цифры потерь. Арифметика простая – на один немецкий самолет приходится свыше 20 наших. Вопрос ученикам начальных классов: кто победит в войне?

24 сентября 1942 г. Из донесения секретаря Ворошиловградского подпольного обкома С.Е.Стецечко в ЦК КП(б) Украины:

«9.09 вслед за арестом Анохиной (была привлечена Стеценко как связная – авт.) мы с женой ушли на Старобельщину «за продуктами», а Морозова (связная – авт.) укрылась у себя дома. 22-го возвратились в Вороииловград. Узнали, что на квартире на ул. Насосная, 54, где мы скрывались и которую видела Анохина, был обыск. Морозова арестована. Что же на явочной? Связи нет ни оттуда и ни с кем. Принял решение: сегодня уходим и попытаемся перейти фронт, чтобы связаться с ЦК и вернуться обратно. Здесь установил новую явку у товарища. Вручаю ему эту записку на случай, если нас не будет в живых» (хранилась в бутылке в квартире П.К.Чубарова в Малой Вергунке – авт.)

30 сентября 1942 г. Газета «Нове життя» № 19:

«Что такое Сталинград?.. Несколько сот танков Сталинградских заводов, не крашенные и без моторов, были вкопаны в землю как бункеры. Только их купола и жерла орудий выступают над низкой степной травой». Это о защитниках города. Свои немцы-танкисты – это не больше, не меньше «черные гусары». А что румыны, итальянцы, венгры - «обслуга орудий, зенитная артиллерия, гранатометчики»? Им еще многое кажется...

Из воспоминаний хозяйки явочной квартиры партийно-партизанского подполья К.Д.Кротовой:

«Ночью советские самолеты бомбили Ворошиловград. Итальянцы взволнованы. Одна бомба упала недалеко от тюрьмы. На прогулке Томочка (арестованная Морозова, о которой в отчете упомянул С.Е.Стеценко – авт.) заявляет: «Ну, трепещите, гады!» Для нас наши бомбы – радостная весточка с большой земли, а для итальянцев – смерть. По ночам прислушиваемся к гулу. Ждем самолетов».

..Где-то в районе колонии завода ОР на скамеечке возле дома сидит себе немец, курит трубку. За забором – старики собрались, смотрят. Подослали мальчишек, чтобы выпросили табачку. Один из них в школе учил немецкий. Подошли, заговорили. А.И.Дрожжин не помнит звания того немца. А вот диалог остался в памяти на всю жизнь.

- Русский «Дюбек» (это о сорте табака – авт.) – гуд, - замечает офицер, поднимая большой палец кверху. Ребята настырны.

- Кто победит? – спрашивают его, подразумевая исход войны.

- Мы! Дойдем до Урала. Японцы зайдут с востока.

- Сталин хорош? – не унимаются подростки.

- Нет!

- А Ленин?

- Немножко карош...

Из разговора выяснилось, в 1938-39 гг. их ученые разработали план послевоенного переустройства Советского Союза. Его территория будет разделена на генерал-губернаторства. Каждый немецкий солдат-победитель получит землю и рабов. Чем выше чин, тем больше земли и рабов. 75% славян – к ногтю. Откуда, дескать, такая точность? Ответ: «Этого достаточно, чтобы кормить Германию экологически чистыми продуктами». Люди же не вечные, как быть дальше? – возражают ему. «Мы будем давать размножаться в рамках стратегии, но не более того», - подытожил немец...

 

 

СЕРГЕЙ ОСТАПЕНКО, ЕЛЕНА ЕРОШКИНА

 

Оккупация 1942-43 гг. Взгляд изнутри // Жизнь Луганска, 2010. - №11(1029). – С.6

Tags: Оккупация 1942-43
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment