?

Log in

No account? Create an account
Записки из Якирова Посада
Экскурсия по Луганску 65-го года (часть II) 
25th-Mar-2009 07:18 pm







Красная площадь

По проспекту имени Пархоменко вверх от площади Революции выйдем на Красную площадь. До революции она называлась Соборной, В начале 1900 года пролетарии города в течение трех дней осаждали находившийся здесь полицейский участок, требуя наказания виновных в убийстве рабочего паровозостроительного завода Соколова. Чтобы разогнать демонстрантов, были брошены казаки, которые стали избивать их плетями. Шестьдесят участников демонстрации были арестованы и брошены в тюрьму.


1 марта 1917 года на площади состоялся многолюдный митинг по поводу свержения царского самодержавия, В апреле 1919 года здесь собирались рабочие, вступали в боевые отряды и, получив оружие, шли в бой отражать натиск банд Шкуро у Острой Могилы.

Неузнаваемой стала Красная площадь в наши дни.

Окружающие ее здания образуют единый архитектурный ансамбль, центром которого является Дом техники. Здание облицовано керамической плиткой. У входа установлены скульптурные композиции «Два поколения» и «Наука и техника». Венчает здание строгий шпиль с шахтерской эмблемой и две скульптурные композиции на фронтоне. От главного входа через площадь тремя террасами спускается широкая лестница.

Дом техники располагает удобным зрительным залом на 500 мест, лекционным на 180 мест, есть большой читальный зал с научно-технической библиотекой, комнаты для занятий и отдыха. В выставочных залах размещены документы и материалы об успехах промышленности области,

В 1947 году на площади установлен бронзовый бюст прославленного летчика-луганчанина, дважды Героя Советского Союза А. И. Молодчего, отличившегося в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.



А. И. Молодчий налетал 180 тысяч километров над территорией врага, совершил 311 боевых вылетов, большую часть которых провел в непогоду, и сбил десятки вражеских самолетов.

Государственный краеведческий музей

Продолжая наше путешествие по городу, пройдем на улицу имени Карла Маркса, к зданию Луганского государственного краеведческого музея. В его залах размещено более трех тысяч экспонатов, рассказывающих о борьбе пролетариата Луганщины за Советскую власть, о тех больших преобразованиях, которые произошли в области с того времени, когда народ стал сам управлять страной. В одной из комнат демонстрируются документально-вещественные экспонаты луганчан — героев гражданской войны: А. Я. Пархоменко, Ф. Р. Якубовского, Д. Ф. Рудя, К. Ф. Медведева, а также свидетельства героической обороны города в апреле — мае 1919 года.


Большой интерес представляют документы, показывающие борьбу трудящихся области за выполнение программы коммунистического строительства, намеченной XXII съездом КПСС. В их числе материалы об известных всей стране новаторах угольной промышленности Н. Я. Мамае, В. И. Щебетовском, С. И. Воротникове, В. Н. Кононове, М. Л. Бойко и других.

Проектно-технологический институт транспортного

машиностроения — Птимаш

Организован институт в 1961 году. Работает над проблемами внедрения новых прогрессивных технологических процессов, комплексной механизации м автоматизации производства, проектирует новые машины и механизмы, оказывает помощь предприятиям в освоении и выпуске новой продукции. Коллектив института создал ряд машин, механизмов и автоматических линий для заводов транспортного машиностроения Луганщины.

В этом же здании размещается филиал Киевского института автоматики, коллектив которого работает над совершенствованием горной техники, созданием новых агрегатов, механизмов, решает проблемы автоматизации производственных процессов. Институт размещается на улице имени Карла Маркса, 7.

Дом № 11 по 11-й линии

В доме № 11 по 11-й линии с 1 (14) июня 1917 года по 31 апреля 1918 года печаталась первая ежедневная большевистская газета «Донецкий пролетарий» — орган Луганского комитета РСДРП(б). В газете систематически перепечатывались из газеты «Правда» статьи В. И. Ленина, Н. К. Крупской. Газета вела активную борьбу с засильем меньшевиков в Советах, требовала немедленного установления на заводах Донбасса 8-часового рабочего дня и рабочего контроля над производством, разоблачала контрреволюционную политику Временного правительства.

В свет вышло 218 номеров «Донецкого пролетария».

Памятник борцам революции

Сооружен в 1936 году на площади Борцов революции по инициативе бывших красногвардейцев, красных партизан и старых большевиков города. Автор памятника А. Шеремет, На мемориальных досках высечены имена погибших в годы гражданской войны. В центре сооружения — орден Красного Знамени. С левой стороны установлена скульптура комдива А. Я. Пархоменко (скульпторы Н. Артюшенко и В. Ткаченко), с правой стороны — скульптура красноармейца П. О. Цупова (скульптор Л. Лакотоша). В предоктябрьские дни 1959 года в торжественной обстановке у подножия памятника был зажжен огонь вечной славы.

Против памятника установлены два английских трофейных танка, подаренных Наркоматом обороны рабочим Луганска в память об их героической борьбе против интервентов и внутренней контрреволюции в годы гражданской войны.


Трудовая и революционная деятельность А. Я. Пархоменко началась на заводе Гартмана (ныне тепловозостроительный завод имени Октябрьской революции). С 1904 года он — член РСДРП(б). В годы первой русской революции участвовал в революционных выступлениях рабочих завода, крестьян уезда.

В связи с преследованиями полиции А. Я. Пархоменко вынужден был в 1907 году оставить Луганск. Во время революционного подъема в 1912 году он возвратился в город.

1 марта 1913 года он организовал забастовку рабочих инструментальной мастерской на паровозостроительном заводе, которая стала общезаводской. В 1916 году был арестован полицией и отправлен в Воронежский запасной полк.

В апреле 1917 года А. Я. Пархоменко снова в городе. По заданию партии создал отряд Красной гвардии, принимает активное участие в борьбе за восстановление Советской власти в Донбассе.

В боях против интервентов и внутренней контрреволюции с особой силой проявились его организаторские способности и военное дарование. В Царицыне А. Я. Пархоменко назначается особо уполномоченным 10-й армии, участвует в сражениях, выполняет важное задание по снабжению Царицынского фронта оружием, боеприпасами и обмундированием. В августе 1918 года он был принят в Кремле В. И. Лениным.

Весной 1919 года за успешно проведенную операцию по разгрому банд Григорьева А. Я. Пархоменко награжден орденом Красного Знамени.

С апреля 1920 года А. Я. Пархоменко — командующий 14-й кавалерийской дивизией Первой Конной армии. За боевые подвиги при разгроме врангелевских войск в Северной Таврии он награждается вторым орденом Красного Знамени. 3 января 1921 года при ликвидации банд Махно А. Я. Пархоменко погиб.

Имя А. Я. Пархоменко присвоено Луганскому заводу горного оборудования и проспекту, лежащему между Красной площадью и площадью Революции.

В доме № 31 по улице Луганской в 1903— 1907 годах была явочная квартира. В ноябре 1910 года здесь состоялось собрание большевиков Луганска, на котором был избран городской комитет партии. Хозяином дома являлся рабочий паровозостроительного завода Петр Осипович Цупов — активный участник революционного движения.

П. О. Цупов — член РСДРП (б) с 1904 года. В октябре 1905 года он был избран членом Луганского Совета рабочих депутатов. В 1917 году его избрали членом районного комитета партии, Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Луганской городской думы. Он несет службу по охране города, участвует в разгроме местной контр-революции. После победы Великой Октябрьской социалистической революции участвует в борьбе с контрреволюционными бандами Каледина, в 1918 году — с немецкими оккупантами. Рядом с отцом сражались и два его сына — Егор и Павел.

Во время перехода от Луганска к Царицыну Цупов и его сын Павел получили ранения и были помещены в санитарный поезд на станции Суровикино. Белогвардейцы, захватив станцию, зверски расправлялись с ранеными бойцами. Погиб и сын Цупова — Павел, прикрыв своим телом раненого отца.

В 1919 году во время героической защиты Украины от белогвардейских полчищ Деникина Петр Осипович Цупов пал смертью храбрых. В боях с интервентами погибли и два младших его сына — Егор и Николай.

В Луганске именем Цупова назван городок теплоеозостроигелей (бывший Булацелевский участок), улица и несколько переулков.

Площадь имени Розы Люксембург

На площадь можно пройти по Октябрьской улице.

5 июля 1916 года здесь состоялся многолюдный митинг забастовавших трудящихся предприятий города. Забастовка длилась 12 дней и окончилась победой, требования рабочих частично были удовлетворены.

В июле 1917 года луганские пролетарии снова пришли сюда, чтобы заявить протест против расстрела демонстрации рабочих в Петербурге. На митинге была принята резолюция, которая требовала передачи власти в руки Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Ныне на площади расположен Дворец культуры имени Ленина тепловозостроительного завода имени Октябрьской революции. Дворец построен в 1930 году. Его зрительный зал рассчитан на 1400 мест, лекционный — на 200 мест, есть читальный зал с библиотекой, комнаты для занятий кружков.


В драматическом, хоровом, танцевальном и других кружках художественной самодеятельности принимают активное участие рабочие и служащие завода. Особенно популярны заслуженная хоровая капелла УССР и народный театр. При Дворце имеется оркестр народных инструментов под руководством заслуженного деятеля искусств Г. А. Аванесова. Оркестр участвовал в VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.

В 1963 году этот творческий коллектив выступал перед москвичами в Колонном зале Дома Союзов, на Выставке достижений народного хозяйства СССР, на заводе имени Лихачева. Выставка достижений народного хозяйства СССР наградила оркестр почетной грамотой и бронзовой медалью.

При Дворце культуры организована самодеятельная киностудия. Любителями сняты докумен­тальные кинофильмы: «Мы в Чехословакии», «Творчество завода», «Мир этому дому», «Глазами советских людей» и другие.

В южной части площади протянулась Московская улица. Здесь, в доме № 60, в 1905—1906 годах хранилось оружие подпольной организации большевиков. Здесь же состоялось собрание, на котором делегат IV съезда РСДРП К. Е. Ворошилов рассказал членам Луганского городского комитета о встрече с В. И. Лениным, о том, как интересовался Ильич революционной борьбой пролетариата Донбасса и какие давал советы.

Ордена Ленина тепловозостроительный завод имени Октябрьской революции

Завод является одним из крупнейших предприятий транспортного машиностроения в стране. Основан в 1896 году, а в мае 1900 года выпустил первый паровоз. Это был маломощный товарный паровоз серии «ОД», а в последующие годы выпускались более мощные машины серии «Щ» и «Э», До Великой Октябрьской революции завод был собственностью капиталиста Гартмана.

С этим крупнейшим предприятием неразрывно связана революционная борьба луганского пролетариата. Еще в 1899 году рабочие трижды проводили забастовки. Бросали работу в мартеновском, листопрокатном и паровозостроительном цехах, требуя повышения заработной платы. В мае 1900 года учениками В. И. Ленина — К. Норинским и В. Шелгуновым на заводе был создан первый социал-демократический кружок, а в 1903 году здесь сложилась большевистская организация, которую возглавил К. Е. Ворошилов.

В ходе октябрьской политической стачки 1905 года на заводе был создан Совет рабочих депутатов и боевая дружина.

В литейном цехе для ее вооружения отливались корпуса бомб, а в воздуходувных трубах хранилось огнестрельное оружие, привезенное К. Е. Ворошиловым из Финляндии.

Новую страницу истории завода открыл Великий Октябрь. В 1917 году рабочие завода составляли основное ядро отрядов Красной гвардии Луганска. Они участвовали в обороне города в апреле — мае 1917 года, сражались на фронтах гражданской войны.

2 Ноября 1922 года по ходатайству рабочих заводу было присвоено имя Октябрьской революции. За годы довоенных пятилеток предприятие стало одним из крупнейших в Европе. Вместо маломощных паровозов с 1933 года начинается выпуск товарных паровозов серии «ФД», которые получили первую премию на Парижской всемирной выставке в 1938 году. К 1941 году выпуск паровозов заводом составил 70 процентов от общего количества, выпускаемого в СССР.

Разрушенный до основания фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны, завод сразу уже после освобождения начали восстанавливать.

Уже в 1945 году был выпущен первый магистральный паровоз серии «СО».

Советское правительство высоко оценило заслуги паровозостроителей. За успешное выполнение заданий по восстановлению и организации выпуска паровозов для народного хозяйства страны предприятие в 1947 году награждено орденом Ленина. Орденами и медалями награждены более 200 человек лучших рабочих.

В соответствии с директивами XX съезда КПСС завод в 1957 году приступил к серийному изготовлению новых магистральных локомотивов-тепловозов «ТЭ-3». За годы семилетки здесь созданы новые марки локомотивов с гидравлической передачей — «ТГМ-2», «ТГ-100», «ТГ-102», «ТГ-105», «ТГ—106» и газотурбовые со свободнопоршневыми генераторами газа.

Большую творческую работу проводит коллектив конструкторов во главе с Г. Г. Зенцевым, который за короткий срок создал тепловоз новой конструкции — «2ТЭ-10Л».

В конце 1964 года по инициативе передовых рабочих завода в области широко развернулось социалистическое соревнование в честь 50-летия Советской власти.

Большие работы проведены по благоустройству и озеленению территории завода. Здесь сооружены памятники основоположникам научного коммунизма Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу.

В зоне завода установлены мемориальные доски, обелиски, повествующие о славном революционном прошлом.


Дом № 17 по улице Ломаной

Здесь в 1906 году находилась подпольная типография Луганской большевистской организации. В ней печатались листовки и воззвания. Полиция сбилась с ног, разыскивая типографию, но подпольщики постоянно переносили ее с одного места на другое. Она находилась на Вокзальной, Садовой, Солдатской VI на других улицах города. В годы реакции типография работала в одной из заброшенных каменоломен на Каменнобродской горе.

Каменоломня сохранилась до наших дней в конце 1-й Прогонной улицы, а остатки типографии хранятся в Луганском государственном краеведческом музее.

Площадь имени В. И. Ленина

В 1906 году на этой, тогда Троицкой, площади состоялся многолюдный митинг рабочих завода Гартмана, С речью выступил К. Е. Ворошилов. Отряд казаков, прибывший сюда, чтобы разогнать пролетариев, был оттеснен боевой дружиной.

В апреле 1925 года здесь состоялся городской митинг, на котором Г. И. Петровский и К. Е. Ворошилов вручили рабочим Луганска орден Красного Знамени.

Сучковатая балка

Сучковатая балка расположена южнее тепловозостроительного завода имени Октябрьской революции. В 1904 — 1907 годах здесь проводились маевки рабочих, 1 июля 1916 года в балке состоялось собрание актива большевистской организации города, посвященное обсуждению мероприятий по подготовке и проведению всеобщей забастовки.

На собрании был избран общегородской стачечный комитет и утверждены требования рабочих к предпринимателям. Собрания и маевки, организованные большевиками, проходили также и в Иванищевом яру и Долгой балке.

Городок завода имени Октябрьской революции

Городок завода имени Октябрьской революции и примыкающая к нему улица имени Фрунзе возникли на пустыре в годы довоенных пятилеток. В годы войны городок был превращен фашистскими захватчиками в руины. После освобождения Луганска кварталы жилых домов были восстановлены, построены новые.

На улице имени Фрунзе расположены кинотеатр «Октябрь», машиностроительный институт, вторая городская больница. У реки Лугани построена набережная с оградой и спусками к воде.

Отсюда к центру города можно проехать трамваем, автобусом и троллейбусом.

Кинотеатр «Октябрь»

По своему оформлению кинотеатр «Октябрь» является одним из лучших в республике. Построен в 1934 году.


Кинотеатр имеет зрительный зал на 850 мест, колонный, диванный и читальный залы, фойе.

Машиностроительный институт

Институт создан в 1920 году как вечерний, а с 1945 года — филиал Харьковского машиностроительного института, В 1960 году реорганизован в самостоятельный машиностроительный институт, с дневным и вечерним отделениями,

Институт имеет факультеты: механический, автоматизации производственных процессов, локомотивостроения и общетехнический, на которых обучается около двух тысяч студентов.

Со дня основания институт подготовил более тысячи инженеров, которые работают во многих городах нашей Родины ведущими конструкторами, учеными, директорами предприятий.

Ватутинский жилой массив

Это самый крупный жилой массив, сооружаемый в юговосточной части Луганска. Он будет состоять из 10 микрорайонов, в которых намечено построить около одного миллиона квадратных метров жилой площади. Здесь будет все для нужд человека: магазины, кинотеатры, бытовые комбинаты, медицинские учреждения, школы, детские сады и ясли. Более 60 тысяч трудящихся получат жилплощадь в новых, кварталах.

В центральной части массива на площади 15 гектаров сооружается студенческий городок Луганского машиностроительного института.

Один из микрорайонов уже построен. В многоэтажные светлые дома уже вселились сотни новоселов. Микрорайон благоустраивается и озеленяется.

К центру города от Ватутинского массива можно проехать трамваем, автобусом и троллейбусом.

====================

Пащенко И.А. Луганск. Путеводитель / А.И. Пащенко, Г.Ф. Попов, А.П. Филатов. - издательство "Донбасс", Донецк.- 1965. - 63с.
This page was loaded Feb 20th 2019, 9:56 am GMT.