?

Log in

No account? Create an account
Записки из Якирова Посада
Завод Гартмана 
30th-Dec-2008 06:40 am

3 мая 1896 года принято считать днем основания Луганского паровозостроительного завода. Так ли это?

Известно, что в ноябре 1874 года в Российской империи состоялся 1-й съезд горнопромышленников Юга России. Последующие съезды проходили ежегодно в южных городах империи вплоть до 1917 года. Материалы съездов публиковались в их печатном органе – двухнедельном журнале «Южно-Русский горный листок», с 1888 года – «Горно-Заводской листок», с 1910 года – «Горно-Заводское дело»

Летом 1895 года «Горно-Заводской листок» поместил сообщение о том, что «иностранная компания, во главе которой стоит германский капиталист Г. Гартман, приобрела вблизи Луганска у каменнобродцев 40 дес. земли… под постройку металлургического завода».

Металлургический! Ни о каком паровозостроительном заводе в сообщении нет ни слова!

Тогда же Густав Гартман и статский советник Иван Леонть­евич Гольштанд, желая учредить в России акционерное Общество с целью построения и эксплуатации машиностроительных заводов, обратились к министру финансов С.Ю. Витте с просьбой хо­датайствовать перед Российс­ким Императором об утверждении Устава «Русского Общества машиностроительных заводов Гартмана» (12 августа 1895 года[1]) .

Завод предполагали строить в Польше в Сосновицком районе Петроковской губернии. Вскоре выяснилось, что это место менее выгодно, чем в Луганске и учредители 22 августа направили второе прошение с просьбой изменить место строительства завода [2].

15 сентября Г. Гартман и И.Л. Гольштандт сообщают решение о строительстве завода в Луганске Екатеринославской губернии [1].

11 апреля 1896 года министр финансов С.Ю. Витте в представлении в Комитет Министров по вопросу учреждения акционерного общества писал: "Не встречая препятствий к дозволению немецкому подданому Густаву Гартману и статскому советнику Ивану Леонтьевичу Гольштанду учредить на основании прилагаемого при сем пректа Устава (рассмотренного и исправленного в Министерстве по соглашению с учредителями) акционерное общество под наименованием "Русское общество машиностроительных заводов Гартмана", министр финансов имеет честь представить с сим на благоустроение Комитета Министров".

18 мая 1896 года вице-директор Департамента Торговли и Мануфактуры В. Махиевич уведомил учредителей о состоявщемся разрешении Государем Императором учреждения акционерного общества под наименованием «РОМЗГ».

В уведомлении записано:

«ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, по положению Комитета Министров, Высочайше повелеть соизволил разрешить Вам учредить акционерное общество под названием "Русское общество машиностроительных заводов Гартмана" на основании Устава, удостоенного Высочайшего рассмотрения и утверждения в Царском Селе в 3 день мая 1896 г.

Департамент Торговли и Мануфактур уведомляет о сем Вас, присовокупляя, что о таком высочайшем повелении донесено вместе с сим за № 11801 Правительствующему Сенату, о предоставлении подлинного Устава, для надлежащего опубликования...» [1].

Луганский завод в России был одиннадцатым по счету, а среди действовавших в то время — восьмым и последним из возводившихся в то время [3].

В правлении РОМЗГ вошли Г. Гартман – Председатель, взявший на себя главное ведение и наблюдение всех технических вопросов, А. Ротштейн - вице-председатель; Н. Данилевский, А. Бородин, П. Хитрово, А. Шершевский - члены правления. Соучредитель И.Л. Гольштанд принял на себя обязанности по управлению финансовой частью.

Постояным местом своего пребывания правление избрало С.- Петербург.

Правление завязывало связи с влиятельными лицами в Правительстве и в различных министерствах, вело активную политику для того, чтобы избежать кризиса на заводе, чтобы преодолеть конкуренцию. Некоторые члены правления приезжали в Луганск и подолгу находились в нем [1].

Таким образом, 3 мая 1896 года только утвержден Устав и разрешено учредить Общество! Однако еще не заложен ни один камень в строительство упомянутого в «Горно-Заводском листке» металлургического завода.

24 мая 1896 года об утверждени Устава и разрешении открыть Общество министр фи­нансов рапортует в Правитель­ственный Сенат. И только лишь 18 июня (!) 1896 года состоялось 1-е общее собрание акционеров Общества.

О том, что в соответствии с па­раграфом 8 Устава Общество со­стоялось и открыло свою деятель­ность, правление Общества сооб­щило министру финансов, пре­проводив при этом копию протокола собрания. И вскоре после это­го собрания, а точнее – в июле 1896 года Общество приступило к постройке своих заводов.

Каких же таких заводов?

Если «Горно-За­водской листок» сооб­щает о постройке Ме­таллургического заво­да, то в параграфе 1 Ус­тава Общества речь идет о постройке и эксплуатации заводов, «строящих паровозы и паровозные принадлежности, а равно всех других предметов про­мышленности, в которых металлы находят употребление».

Причем, в силу благоприятных условий «первоначальный план крупного, исключительно машино­строительного, завода был Обще­ством расширен прибавкой Метал­лургического отдела...» Все построй­ки Металлургического отдела (заво­да) были окончены к началу 1899 года.

А 9 ноября 1898 года Управле­ние железных дорог Российской империи заключило с Обществом долгосрочный контракт на изготовление 240 паровозов. Причем, контракт предусматривал увели­чение заказа до 360 паровозов. И 12 августа 1899(!) года было за­ложено основание Главного (Паро­возного!) здания, строительство которого было завершено 28 мая 1901 года.

Таким образом, не 3 мая 1896 года – день утверждения Устава Русского Общества машинострои­тельных заводов Гартмана (РОМЗГ), – а 12 августа 1899 года (с момента закладки первого кам­ня в основание Главного Паровоз­ного здания), следует считать днем основания Луганского паровозо­строительного завода.

Первым директором Луганского паровозостроительного завода был Я.И. Андерсон - 1896-1902 гг., его сменил родственник Г. Гармана из Германии Г.В. Трек -1902-1904гг. В апеле 1904г. с Путиловского завода прибыл инженер-технолог К.К. Хржановский, поляк, который был назначен директором и оставался им 14 лет.

К.К. Хржановский рачительный хозяйственник, рорядочный и объективный руководитель, умел ладить с рабочими [2].

Ф.1. Директор Луганского паровозостроительного завода
К.К. Хржановский


Ф.2. Дом директора паровозостроительного завода

О том, какими были метал­лургический и паровозо­строительный заводы РОМЗГ, можно достоверно узнать из описания этих заводов с переч­нем их оборудования, из ответов на программу заводов и других мате­риалов, из фондов Государственно­го архива Луганской области.

Ф.3. Завод Гартмана

«Все, что дает в техническом отношении последнее слово на­уки, – сказано в описании заво­дов с перечнем оборудования на 31 декабря 1911 года, – проверенное и испытанное лучшими фир­мами различных стран, послужи­ло к оборудованию построенных заводов».

Вот так-то! А вовсе не устаревшее оборудование шло в Луганск из-за границы, как об этом любит утвер­ждать отдельные историки. В сен­тябре 1900 года правление РОМЗГ обратилось в С.-Петербургскую кон­тору Государственного Банка с хо­датайством о выдаче Обществу ссуды, представив при этом соот­ветствующие документы, которые поясняли положение дел Общества.

Управляющий Государ­ственным Бан­ком уведомил Министерство финансов, при­нимая во внима­ние солидность Об­щества и значитель­ную стоимость при­надлежащего ему иму­щества, что выдача ссу­ды не представляет риска для Банка.

В ноябре этого же года Государ­ственный Банк уведомил правле­ние Общества, что Банк поручил эк­сперту В.Д.Белову подробно озна­комиться с положением дел Обще­ства и произвести осмотр и оценку принадлежащих Обществу заводов и всего имущества.

This page was loaded Nov 14th 2018, 5:09 pm GMT.