shusek (shusek) wrote,
shusek
shusek

Category:

Земства Луганщины

...Для председателя Славяносербской земской управы Виктора Николаевича Радакова начался трудный многочасовой рабочий день. На заседании уездного земского собрания 15 марта 1897 года необходимо было обсудить 18 вопросов. Какие только вопросы не поднимались на таких, заседаниях! Народное образование, джинсы, земская почта, приюты, медицина, ветеринария, телефонная сеть, агрономия и землеустройство, касса мелкого кредита, базары, ярмарки...

Радаков, Унгерн-Штернберг и другие

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения буржуазных реформ в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле. Одной из мер правительства, направленных на совершенствование системы управления, стала земская реформа 1864 года. В результате проведения этой реформы в ряде губерний России были созданы земства – местное самоуправление под главенством дворянства. На Украине реформа распространилась на южные и левобережные губернии, в которых было создано 6 губернских и свыше 60 уездных земских управ. По закону, земство состояло из уездных и губернских земских собраний и их исполнительных органов – уездных и губернских земских управ. В состав уездных собраний входили гласные, избранные на трехлетний срок на собраниях отдельно по куриям: на съезде землевладельцев уезда, собраниях городских собственников и волостных сходах крестьян. В первых двух куриях устанавливался высокий имущественный ценз: для землевладельцев – наличие имений в одних уездах размером от 200 до 900 десятин, в других – от 800 десятин и более, для городской буржуазии – владение предприятиями с годовым оборотом в 6 тыс. рублей. Гласные, избранные на уездных земских собраниях, образовывали губернское собрание. Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства.

Вследствие установления системы неравных выборов большинство избранных в земство гласных составляли дворяне-помещики, которые занимали в нем главенствующее положение и направляли его деятельность в своих интересах.

А вот трудовое крестьянство, получившее в соответствии с «Положением о земских учреждениях» право на участие в их деятельности, на самом деле никакой роли в этих учреждениях не играло.

Земства играли важную роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов, в организации мелкого местного кредита путем образования крестьянских ссудо-сберегательных товариществ, в устройстве почт, дорожном строительстве, в организации медицинской помощи деревне, народного образования. В 1880 г. в селах было создано 12 тыс. земских школ. Земские школы считались лучшими. Медицинские учреждения в деревне целиком были образованы земством. Велика роль земств в статистическом изучении состояния народного хозяйства, в особенности крестьянского.

Самыми важными вопросами земского самоуправления были вопросы, связанные с народным образованием. В целях осуществления доступности начального образования необходимо было создать сеть школ низшей ступени, обеспечить их помещениями и учебными пособиями, создать учебные программы, подготовить учительские кадры, способные на должностном уровне вести дело образования народа.

Обратимся к «Списку гласных Славяносербского уездного земского собрания за 1897 год». Из 29 гласных: 7 – дворян; 9 – крестьян; 1 – купец; 1 – из духовных; 11 – прочие. Личный состав Славяносербской земской управы состоял из председателя Виктора Николаевича Радакова (дворянин) и двух членов Михаила Михайловича Савича (дворянин) и Александра Адольфовича Унгерн-Штернберга (дворянин).

В конце XIX – начале XX вв. в Славяносербском уезде темпы роста школ значительно увеличились: к 1 января 1898 года в уезде уже числилось 28 школ, к 1 января 1910 года – 70 земских школ. Общее количество школ в уезде к концу 1912 г. достигло 179.

Луганское общество трезвости

Земства не были наделены властью, но живо реагировали на царские указы и постановления правительства. Вот один из примеров, связанный с деятельностью Славяносербского земства. 15 марта 1897 года был заслушан доклад... о субсидии обществу народной трезвости Славяносербского уезда. С введением в губернии казенной продажи вина по предположению Министра финансов устраивались попечительства о народной трезвости. «Замена кабака новыми развлечениями, разумными и здоровыми» волновала земцев. Возникла мысль о постройке в городе Луганске здания, специально построенного для других развлечений.

В докладе говорилось: «В настоящем году предполагается начать постройку в г. Луганске Народной аудитории и просить собрание со своей стороны оказать возможную материальную поддержку ассигнованием». Через год Луганскому обществу трезвости земством была выделена субсидия в размере 4500 руб. на устройство Народной аудитории. Осенью 1899 года она была построена и освящена молебном. Возглавил Луганское попечительство о народной трезвости предводитель дворянства С. М. Ильенко. Так земство отреагировало на «Устав попечительства о народной трезвости», подписанный царем Николаем Вторым «для ограждения населения от злоупотребления крепкими напитками».

Еще один пример, но теперь уже из жизни Старобельского земства. На решение Министра внутренних дел в апреле 1906 г. открыть в Полтавской губернской управе всероссийскую подписку на сооружение в Киеве памятника Т. Г. Шевченко Старобельское земство постановило: «Старобельская уездная земская управа со своей стороны находит желательным принять посильное участие в сооружении памятника славному народному поэту и ассигновать хотя бы сто рублей на него. На что и внести в Смету 1909 г. 100 рублей».

Тотальный контроль

Компетенция и деятельность земства все более ограничивались законодательными мерами. Уже в 1866 году последовала серия циркуляров и «разъяснений» Министерства внутренних дел и Сената, которые предоставляли губернатору право отказывать в утверждении всякого избранного земством должностного лица, признанного губернатором «неблагонадежным», ставили земских служащих в полную зависимость от правительственных учреждений, ограничивали возможности земств облагать сборами торговые и промышленные заведения (что существенно подрывало их финансовые возможности). В 1867 году последовали запреты земствам разных губерний общаться друг с другом и сообщать друг другу свои решения, а также печатать без разрешения местного губернского начальства отчеты о своих собраниях. Все эти указы и циркуляры (1868-1874 г.г.) ставили земства в еще большую зависимость от власти губернатора.

Сохранился любопытный документ, который проливает свет на роль губернатора в решении не самых важных земских дел. Так, 17 июня 1909 года Старобельская уездная земская управа обратилась к «Его Превосходительству, господину Харьковскому губернатору» с просьбой разрешить ей еще внести на рассмотрение чрезвычайного земского собрания доклад «Об устройстве глазной лечебницы в земском доме, предназначенном для богодельни и на ассигнования для нея средства». Земство просит губернатора даже не решить этот вопрос, а только вынести на рассмотрение земского собрания.

И еще один пример контроля со стороны губернатора. На заседании чрезвычайного Старобельского уездного земского собрания от 14 февраля 1907 года председатель собрания, открывая заседание, сообщил о разрешении Харьковского губернатора на созыв настоящего собрания и объявил перечень подлежащих рассмотрению собрания вопросов.

Земские учреждения были образованы наряду с правительственными учреждениями, не будучи с ними связаны в одну общую систему местного управления. Они не были наделены властью, но это спасло их от полного подчинения администрации. Начала, положенные в основу «Положения 1864 г.» неудовлетворительные с точки зрения теории современного государственного права, оказались благодетельными для земства. Благодаря им, оно получило достаточный простор для развития чисто хозяйственной деятельности и на этом поприще успело создать прочную систему учреждений культурного и хозяйственного благоустройства края.

Столыпин интересовался нашими крестьянами

С начала XX века довольно быстро стал развиваться новый вид деятельности земства — экономическое содействие сельскому хозяйству. Большое внимание уделялось пропаганде наиболее продуктивных методов ведения хозяйства: создавались показательные поля, фермы, принимались меры по улучшению породы скота. В журналах и. докладах Славяносербского уездного земского собрания сессии 1910 г. имеются материалы, подтверждающие этот факт: доклад об участии Славяносербского земства в «Южно-русском земском Товариществе» по закупке сельхозмашин и орудий; о покупке двух жеребцов за счет остатка от ассигнований на содержание; о постройке низшего сельскохозяйственного училища имени В.Ф.Голубева на земле, подаренной Голубевым для этой цели; об улучшении в уезде овцеводства, свиноводства, птицеводства; о мероприятиях по улучшению полеводства и семенного материала в уезде; о выделении участков из казенных земель для устройства постоянных показательных полей; о продаже сельскохозяйственных машин и орудий в кредит крестьянам.

Земство согласовывало все свои действия с правительством. В 1910 году уездному предводителю дворянства С. Ильенко Министром внутренних дел Столыпиным была направлена телеграмма с призывом «… к совместной с правительством в удовлетворении указанных выше потребностей крестьянской жизни послужить дальнейшему единению в этой области правительства с общественными силами. О тех мероприятиях, какие будут выработаны собранием, прошу меня уведомить по телеграфу. Министр Внутренних Дел Столыпин». И сразу же земство направило Его Высокопревосходительству ответную телеграмму с экономическими мероприятиями на 1911 год.

Если завтра война

Не осталось земство в стороне и от вопросов, связанных с внутренней и внешней политикой государства. По случаю начала Первой мировой войны 22 августа 1914 г. состоялось экстренное собрание Славяносербского земства. В зале заседания присутствовали: Славяносербский уездный предводитель дворянства С. М. Ильенко, Луганский городской голова и двадцать гласный Началось собрание с молебна о даровании русскому воинству победы. В докладе в связи с наступившим военным временем говорилось: «...Земству надлежит озаботиться устройством госпиталей и патронажей для раненых и принять участие в обеспечении семейств призванных воинов».

Эти вопросы были подробно разработаны и составлены сметой до 1 января 1915 года, итогом которых являются расходы в 75 тысяч 500 рублей.

Управа даже нашла источники, чтобы покрыть эти расходы и подумала о том, что нужен новый займ. Землевладелец, действительный статский советник и гласный земства К. Мциховский выступил в Управе с заявлением об устройстве в деревне Селезневке лазарета для раненых и больных воинов: «Я принимаю на свой счет и обязуюсь содержать означенный госпиталь в составе 20 человек раненых. Под содержанием я разумею пищевое довольствие, а также необходимые медикаменты, которые будут отпускаться мною бесплатно». Управа выразила благодарность Мциховскому.

Башкина В. Земства Луганщины 100 лет тому назад // Реальная газета «Ижица». – 2006. - №19.

Tags: Местное самоуправление
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments